В последний день лета хотелось бы поделиться двумя историями, не связанными друг с другом на первый взгляд. Однако, пространство и время часто ведут себя очень обманчиво. Первая из них произошла на Ладоге, северном месте силы, которое наполняет нас уже много лет. Как-то раз после одного из летних фестивалей в Лен. области, мы с Сашей решили задержаться на берегу Ладожского озера и немного поэкспериментировать со звуком. Мы пробовали записывать её голос в акустических условиях разных лесов, чтобы поймать естественный ревербератор и запечатлеть магические резонансы, которые рождает природа. Самой интересной и качественной оказалась запись из соснового бора, поскольку в нем нечему шелестеть и всё пространство изрезано фрактальными узорами мхов и кореньев. Можно только догадываться какими сложными путями идет звук, отражаясь от всего этого великолепия, рождая соответствующую атмосферу. Я тогда понял, что сосновый бор - это идеальные акустические условия на планете Земля. Запись получилась интересной, но все же не достаточно качественной, чтобы из неё что-то сделать, как я думал тогда. Тогда мы вообще очень много думали и стремились к идеально чистому звучанию. Это позже я понял, что самое главное в записи - это непосредственно сама запись, её настроение, интонации, характер. Всё остальное уже детали, которые в большинстве случаев можно поправить. Сейчас это для меня очевидно, но тогда я рассуждал совсем иначе. Поэтому папка с ладожскими записями была помечена как «интересная для общего развития» и отправлена в дальний угол винчестера, где и пролежала без внимания много лет. Вторая история произошла в Индии, уже после Сашиной смерти, в 2019 году. Путешествуя по этой чудесной стране я встретил одного очень интересного человека. Это - Мадху Судан Баул. Баулы - это индийские певцы-мистики. Духовные гуру с одной стороны и музыканты с другой. К таким людям в Индии принято обращаться - Баба. Так вот, в тот момент Баба Мадху Судан участвовал в одном театрально-музыкальном проекте, в котором я тоже немного помогал со звуком. Однажды, мы собрались на студии, чтобы записать его вокал. Когда мы закончили с основным материалом, я попросил Бабу спеть на запись и для меня - вдруг что-то интересное получится из этого сделать. Получились отличные дорожки, которые были аккуратно положены на дальние полки звуковых архивов. У меня там довольно много всего лежит. Бывает так, что ты прямо сейчас не знаешь, что сделать с материалом, но чувствуешь в нем силу. Это как в компьютерной игре, когда ты находишь новый артефакт, который нужно будет применить на следующем уровне. Переодически я перебираю архив и вдруг неожиданно открываю для себя что-то совершенно по-новому. Как-будто материал ждет своего часа. Словно он должен созреть и раскрыться в тебе, чтобы и ты обрел определенную степень готовности и какая-то космическая актуальность у него появилась. Некоторое время назад, перебирая Сашины вокальные дорожки, я наткнулся на те самые записи с Ладоги. Так как с некоторых пор я понял, что магия заключается совсем не в качестве звука, я стал внимательно их изучать. И нашел очень красивую украинскую песню. Совсем небольшой но очень атмосферный кусочек. Она ее спела пока распевалась. Мы не планировали её записывать, но как это часто бывает случайно получилось очень круто. Сашин голос у меня как-то сам собой наложился в голове на странный инструмент индийского певца. Собрав всё вместе на компьютере я обнаружил, что записи сходятся и по ноте и по темпу. А голоса, смешиваясь, дают очень интересный эффект. Ведь индийская музыкальная традиция и вообще музыкальная грамота довольно сильно отличается от нашей, мягко говоря. Кроме того в этом неожиданном симбиозе рождаются очень интересные философские смыслы и подтексты. Особенно если принять в расчет индийские духовные воззрения, отношение к жизни и смерти. В такие моменты начинаешь чувствовать какую-то взаимосвязь вещей во вселенной, связь разных времен, культур и мест силы. Все что связано с Сашей, как-будто собирается в бесконечные многогранные пазлы. Север. Юг. Ладога. Индия. Русская культура. Украинская культура. Индийская философия. Прошлое. Настоящее. Будущее. Жизнь. Смерть. Бессмертие… ПС.. Трэк экспериментальный. Так что не судите строго. Качество исходной записи всё же диктует свои условия. Он совсем не похож на всё, что было до этого и видимо будет после. *** Пусти мене мати до хлопця до хаты, Гей бо хлопець умерши не буде кохати. Іди доню, іди до хлопцю до хаты. Гей станеш на порозi не думай плакати. *** Александра Соколова - вокал Мадху Судан Баул - вокал, анандалахари Сергей Зязин - аранжировка, запись, сведение Денис Каска - запись Автор картины, на фоне которой стоит Саша: Наталия Яцковская Отдельное спасибо Варуну и Мехди за организацию звукозаписи в Индии.

Теги других блогов: природа звук Ладога